ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(8-817-42) 2-11-34
1 2 3 4

emblema

Школа приемных родителей - это психолого-педагогическая и социально-правовая подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

В ШПР могут заниматься опекуны, приёмные родители и усыновители, а также лица, заинтересованные в решении проблем социального сиротства.

Занятия проводятся в форме бесед с элементами тренингов, дискуссий, лекций и других формах. Занятия носят социально-практический характер и направлены на повышение компетенции замещающих родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с детьми.

В Школе приемных родителей граждане, желающие принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, могут пройти психологическое тестирование.

Школа приемных родителей:

- дает замещающим родителям знания о возрастных особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о специфике их адаптации и социализации;

- систематизирует знания опекунов, приёмных родителей в области психолого-педагогических и социальных проблем, возникающих в замещающих семьях;

- отрабатывает в ходе практических занятий умения и навыки решения проблемных ситуаций и эффективного взаимодействия с ребёнком.

"Найди меня семья" - http://aist.gov35.ru/ - Сайт создан для тех, кто неравнодушен к судьбам детей, лишенных родительского попечения. Здесь размещается информация о детях, которых можно усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью. Каждый ребенок мечтает найти своих маму и папу, подарите им эту возможность!

"Усыновите.ру"http://www.usynovite.ru/db/.  Вот уже 14 лет сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом, родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи. За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

 

Контакты

8(81742) 2-15-32 - Горбункова Наталья Германовна - социальный педагог,

8(81742) 2-15-32 - Ракша Елена Владимировна - психолог.

8(81742) 2-17-47 - Холмогорова Ольга Анатольевна - специалист по социальной работе,

 

Нормативные документы по работе ШПР
Правовые и законодательные акты по опеке и попечительству

Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения"

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 719 "Об утверждении порядка предоставления отпусов работникам, усыновившим ребенка"

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью"

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"

Постановление Правительства Вологодской области от 9 декабря 2008 г. N 2341 "Об утверждении порядка учета лиц, желающих усыновить детей"

Постановление Правительства Вологодской области от 30 июля 2012 г. N 912 "Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"

Приказ Минздравмедпрома России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. N 369/641 "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 101 " Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. N 216н "Об утверждении порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью"

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 июня 2014 г. N 290н "Об утверждении порядка медицинского освидетельствания граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан"

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей"

Семейный кодекс Российской Федерации

Закон Вологодской области от 16.03.2015 N 3602-ОЗ (ред. от 07.06.2018) "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области"

Постановление Правительства Вологодской области от 14 декабря 2015 г. № 1082 "Об организации отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителй" (с изменениями и дополнениями)

 

Виды замещающих семей. Формы устройства детей и их особенности

Формы устройства детей и их особенности

Для каждой из форм помещения несовершеннолетних в семьи закреплены в нормативных актах свои особенности. Виды устройства ребенка отличаются законодательным регулированием, порядком установления отношений между родителями и малышами, правовыми последствиями назначения взрослых воспитателями, статусом сторон, наличием или отсутствием денежного поощрения.

Усыновление

Данная форма устройства ребенка наиболее приемлемая в глазах государства и общества. Связано это с тем, что взрослые, желающие усыновить чадо, полностью заменяют ему родителей.

Особенности этой формы устройства.

  1. Ребенок передается взрослому на основании судебного решения.
  2. Родителей записывают в свидетельство о рождении малыша как родных. Связь с биологическими мамой и папой прекращается.
  3. Устанавливаются отношения родства со всеми вытекающими последствиями, такими как появление алиментных обязательств, возможность наследования, обретение других имущественных и неимущественных прав.
  4. Усыновителям не полагается денежная поддержка за принятие ребенка в семью, но несовершеннолетний сохраняет право на льготы, установленные ранее (например, помощь в связи с потерей кормильца).

Основная проблема данной формы устройства детей – длительный период оформления документов из-за необходимости прохождения судебной процедуры. Кроме того, к будущим родителям выдвигаются достаточно жесткие требования, а также в будущем отсутствует государственная поддержка.

Опека (попечительство)

Этот вид помещения чада в семью является также одним из приоритетных. Его суть заключается в устройстве маленького гражданина на проживание к родственнику или специально обученному человеку, выразившему желание взять на воспитание ребенка.

Важно! Малолетним лицам до 14 лет назначают опекуна, детям постарше – попечителя.

Специфика данной формы заключаются в следующем.

  1. Правовое регулирование осуществляется на основании Закона № 48 «Об опеке и попечительстве».
  2. Взрослый прикрепляется к несовершеннолетнему на основании акта органа опеки и попечительства. В данном документе могут быть оговорены сроки исполнения гражданами своих обязанностей по отношению к отпрыскам.
  3. Взрослый становится представителем детей, охраняет их имущество и контролирует различного рода сделки.
  4. Между ребенком и опекуном не устанавливаются родственные связи. Малыш вправе сохранить контакты с кровными близкими, и впоследствии может быть им передан.
  5. Опекун (попечитель) обязан отчитываться о своей работе органу, который его назначил. За неисполнение законных требований предусмотрена ответственность.
  6. Воспитание ребенка осуществляется на безвозмездной основе. Малыш имеет право на получение помощи, предусмотренной государством.
  7. Опекунство (попечительство) прекращается по достижении несовершеннолетним определенного возраста. Взаимоотношения между сторонами могут быть прерваны. После исполнения подопечному 18 лет, ему государство выделяет социальное жилье, что является несомненным преимуществом этой формы перед усыновлением.

По сути, помещение чада в семью опекуна предполагает не только предоставление крова ребенку. Роль подопечного часто больше, чем просто воспитанника, хорошие люди готовы подарить ему и родительскую заботу, и ласку.

Приемная семья

Эта форма устройства является подвидом опеки. Правовое регулирование осуществляется одним и тем же актом – Законом № 48. Особенности:

  1. Законным основанием для помещения малыша в приемную семью является соответствующий акт органа опеки и попечительства.
  2. Субъект властных полномочий заключает со взрослыми, желающими воспитывать чадо, соглашение. В нем детально прописываются сведения о несовершеннолетнем, правовой статус граждан, замещающих родителей, основания прекращения договора, срок его действия. Порядок составления документа утвержден Постановлением Правительства РФ № 423.
  3. Гражданам за заботу о ребенке выплачивается вознаграждение, кроме того, предоставляются меры социальной поддержки (лекарства, например).
  4. Приемный родитель даже при отсутствии у него официальной работы, считается трудоустроенным. Время действия договора ему засчитывается в страховой стаж. Пожилые люди при этом являются работающими пенсионерами.

Эта форма устройства ребенка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсами приемной семьи являются возможность получения денег и стажа за воспитание отпрысков. Основные минусы – жесткий контроль органов опеки и необходимость постоянно отчитываться о своей деятельности.

Детский дом семейного типа (ДДСТ)

ДДСТ создается в форме учреждения органами исполнительной власти по заявлению граждан, желающих воспитывать несколько детей – как минимум 5. Предполагается профессиональный уход за несовершеннолетними, поэтому кандидаты должны обладать медицинским или педагогическим образованием. Особенности:

  1. Особая организационно-правовая форма. Порядок создания детского дома утвержден Постановлением Правительства РФ № 195.
  2. Заключение о возможности открыть ДДСТ принимает орган опеки.
  3. Между заявителями и органом опеки заключается договор, в котором прописывается период пребывания детей в учреждении (обычно до 18 лет).
  4. Малыш сохраняет все льготы, гарантии, право на алименты.
  5. Взрослые, выявившие желание организовать ДДСТ, наделяются статусом воспитателей. Они получают оплату за свой труд, время присмотра за детьми им засчитывается в страховой стаж.
  6. Воспитатели предоставляет органу опеки отчетность, информируют о расходах.
  7. Финансирование осуществляется учредителем (органом исполнительной власти). Также деньги могут поступать из внебюджетных фондов, благотворительных взносов, личных сбережений взрослых.

Важно! ДДСТ является альтернативой обычному интернату или приюту, но из-за ограничений по количеству детей (до 12), малыши в нем чувствуют себя намного комфортнее.

Патронат

Патронат – наиболее гибкий вид устройства малыша. Его суть заключается в содержании ребенка в семье специалиста уполномоченной службы. Воспитатель заботится о несовершеннолетнем на основании договора, получает за это зарплату и стаж. Данная форма замещения зачастую применяется как переходная к опекунству или усыновлению.

Детские деревни SOS

Новаторский способ устройства детей, практикующийся в России с 1996 года. Деревня SOS – это поселение из 10-15 домов, где живет по 5-7 детей. На территории деревни имеется административная, обучающая, развлекательная часть.

Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов.

После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.

Фостерные семьи

В России такая форма не распространена. По сути фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.

У этой формы есть одна особенность. Профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование, не пройти школу родительства, а именно получить образование.

Буклеты для родителей